Поиск по этому блогу

суббота, 31 марта 2018 г.

Влияние стресса на зрение

Влияние стресса на зрение

Влияние стресса на зрение – обширная и занимательная тема, которая очень актуальна для стрелков. Теория vision under stress (зрение при стрессе) разработана на исследованиях и работах специалистов.



Зрение при стрессе

Воспоминание полицейского после первой перестрелки:

«Я нащупал свой пистолет и вырвал его из кобуры. Мой первый выстрел был с бедра. Я попал ему в живот, немного выше поясницы. Я ожидал, что он упадет, теперь понимаю, как это было глупо. Он стрелял до того и после того, как я вытащил пистолет. Я не почувствовал попадание в себя, не думаю, что ранение чувствовалось. Я просто вытянул руки и стрелял. Позже мне сказали, что я сделал 12 выстрелов.

Я двигался и искал какое-то укрытие. Я думал, что мое оружие не в порядке или пули застревают в стволе. Я ничего не слышал. Все, что я видел – это его оружие. Затем он упал. Я перезарядился автоматически. Все произошло не так, как я ожидал. Я вообще не видел прицела. Я не помню свой хват, стойку… Вероятно мои предыдущие тренировки помогли, но я не могу точно сказать…»

Некоторые инструкторы проводили опросы своих студентов, которые принимали участие в сценариях перестрелок с использованием тренировочных боеприпасов (Simunition). В одном из этих опросов, в котором участвовало 110 человек, студенты должны были ответить на следующие вопросы:

1. При внезапной угрозе вы смогли обрести расплывчатую или четкую картину прицела?

Нет – 90%
Не помню – 9%
Да – 1%

2. Вы смогли осознанно сфокусироваться и найти свой прицел?

У меня не было времени – 33%
Нет – 31%
Да – 23%
Не помню – 13%

3. Вы смогли непроизвольно прицелиться в какой-либо момент сценария?

Нет – 65%
Да – 20%
Не помню – 15%

При этой симуляции использовались пистолеты: Beretta 92 и Glock 17 с прицелами OEM Beretta, OEM Glock, Glock Night Sights, Truglo TFO, XS Big dot, Trijicon HD, Sawson Precision (fiber optic front).

Прошлый опыт стрельбы среди этой группы студентов был следующий:

0-5 лет – 20 человек
6-10 лет – 45 человек
11-20 лет – 28 человек
21 и более – 17 человек

Опыт показывает, что практически никто не может объяснить, почему он не видит прицела при сильном стрессе в реальной боевой ситуации. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к науке – физиологии. Исследования показали, что аккомодационный аппарат человеческого глаза обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке глаза со скоростью в пределах от 350 миллисекунд до 1 секунды. Скорость фокусировки зависит от многих факторов: возраста, общего состояния здоровья и здоровья глаз, а также от окружающей обстановки, то есть от степени напряжения цилиарной мышцы глаза при фокусировке зрения на дальних предметах и расслабления – на близких предметах.

Фокусировка зрения
Фокусировка зрения

При стрессе активируется симпатическая нервная система, в результате выброса адреналина в кровь. При этом цилиарная мышца сокращается и изменяет форму хрусталика глаза для фокусировки. Поэтому большинство стрелков не могут сфокусироваться на близких предметах во время сильного стресса.

В то же самое время, по тем же самым причинам, зрачок расширяется. В результате повышается пропускная способность света и цель лучше заметна. Одновременно этот эффект вызывает эффект «тоннельного зрения», при котором теряется периферический обзор.

Тоннельное зрение
Тоннельное зрение

Потеря периферического зрения также обусловлено уровнем подготовки и опытом стрелка. В любом случае, ожидаемая потеря составляет примерно 20-30% из 190° горизонтального обзора (в среднем 155° на каждый глаз).

Горизонтальное поле обзора
Горизонтальное поле обзора

При этом вертикальное поле обзора составляет примерно 60° выше линии визирования и 70° под этой линией. При тоннельном зрении потеря вертикального обзора может достигать 40%.

Вертикальное поле обзора
Вертикальное поле обзора

Во время активации симпатической нервной системы (например, из-за внешнего раздражителя) и сокращении цилиарной мышцы теряется глубина зрения. Это обусловлено смещением зрительной оси (связь между глазами и стерео совмещение) и проблемами контраста между каждым глазом. В результате теряется возможность объективно оценивать реальное расстояние до цели, и угроза может казаться гораздо ближе, чем в действительности (нарушение глазомера). Несмотря на то, что эта «потеря» вроде бы и несет отрицательный характер, есть и положительные моменты – можно гораздо лучше распознавать, оценивать и обрабатывать потенциальную угрозу.

Возникает вопрос: моно ли обучиться видеть прицел в случае неожиданной угрозы и преодолеть эффект стресса (адреналин и цилиарные мышцы? Ответа нет! Тоннельное зрение и потеря возможности восприятия глубины зрения можно если не преодолеть, то «подстроиться» по них, что позволит минимизировать их отрицательные действия. Например, после устранения непосредственной угрозы, нужно провести сканирование взглядом (спереди и по бокам), таким образом разрушается туннельное зрение и можно получить дополнительную информацию окружающей обстановки.

Чем больше ты тренируешься действиям в условиях стресса, чем угроза опасности более реалистична, тем лучше и эффективнее будут твои действия. И, самое главное, твое зрение и организм в целом будет готов к стрессу, с которым тебе рано или поздно придется столкнуться. Этот вопрос досконально изучают много специалистов. Это позволило им разработать определенные методики.

Например, методика «Обучение стимул-реакция» предполагает проведение простого инструктажа метода для реакции. Затем производится стимул, который должен вызвать как можно больший стресс (реальность ситуации повышается по мере овладения навыком). При этом обучаемому позволяется нарабатывать навыки в условиях, максимально приближенных к реальной жизни. И чем больше подготовка проходит с прицелом на общий контекст (например, обучение стрельбы по людям с использованием тренировочных боеприпасов, а не по бумажным мишеням с точками или фигурами), тем выше будет степень овладения навыками в сравнении с подготовкой вне общего контекста предполагаемых ситуаций.

Максимальный эффект от тренировки возможен только в том случае, когда навыки отрабатываются и практикуются с максимальным уровнем стресса.

По причине того, что во время стресса зрение работает против человека (имеется ввиду ситуация внезапной угрозы на близкой дистанции – до 5 метров), многие полагаются на другие приобретенные двигательные (моторные) навыки использования оружия.

Опыт подготовленного стрелка позволяет стрелять при «вхождении в пирамиду», интуитивно, по-английски это называется index. То есть оружие извлечено, сформирован хват, руки направлены в сторону цели, выбран свободный ход спуска, при этом глаза еще не могут оценить появившуюся картинку. Наработать это можно только тысячами однообразных повторений.

Приведенная выше цитата говорит о том, что стрелок может направить оружие с высокой степенью точности при ограниченных визуальных данных. И чем больше стрелок получит этих данных, тем точнее будет нацелено его оружие. Многие стрелки, которые тренируются специально для самообороны, отрабатывают стрельбу в положении «с бедра» и других положений, когда оружие (мушка) даже не попадает в поле их зрения, при этом они удачно поражают цели. Несомненно, визуальный контакт с оружием, даже не сфокусированный, хороший помощник в точности стрельбы. Но стрелок не может быть метким, даже не видя своей мушки, только благодаря наработанной позиционной точности.

Есть хорошее упражнение для начинающих. Стрелок занимает обычную стойку и смотрит на мишень, оружие находится на уровне груди в согнутых руках. Потом он поворачивает голову в сторону, вытягивает руки и делает 2-3 выстрела. После этого проводится оценка реальных попаданий в цель по сравнению с предполагаемыми. Это упражнение можно усложнить путем добавления элемента извлечения оружия из кобуры после визуального контакта с целью и поворота головы.

Еще упражнение: стрелок целится, при этом вообще не пользуется прицелом. И еще одно упражнение: целик заклеивается лентой и стрелок работает с увеличением расстояния до мишени и снижением времени реакции (при этом нужен партнер или таймер). Для отработки практики боя на близких дистанциях целик и мушку вообще можно снять.

Несомненно, вышеописанная техника не универсальна и может вызвать возражение. Спорить с тем, что подготовка должна включать и эти методы – значить спорить с фактами. Если стрелок сфокусирован на самообороне (в качестве обучаемого или в качестве инструктора), то для него это реальность, которую нельзя игнорировать. Не стоит пренебрегать этими упражнениями. Конечно, обычное прицеливание имеет большое значение, и конечно же его можно использовать с увеличением дистанции до цели и времени. Однако реальность показывает, что стрелок не всегда может выбрать дистанцию и условия стрельбы. Поэтому стрельбы на коротких дистанциях с осознанием физиологического эффекта стресса является достаточно критичной для правильной подготовки применения оружия при самообороне.

Подведем итог: для выработки оптимальной модели поведения при стрессе во время тренировки необходимо обратить внимание на два момента:

1. Отработка хвата оружия в совокупности с навыком быстро и правильно извлекать пистолет из кобуры, приводить оружие в боевую готовность, отрабатывать правильную изготовку и перемещение.

2. Отрабатывать навык стрельбы «навскидку (или интуитивной стрельбы).

Только путем регулярный и усердных тренировок, можно достигнуть автоматизма действий, таким образом ты будешь способен быстро и точно стрелять, соблюдая необходимые меры безопасности, а также совершенствовать свое мастерство в стрелковом деле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий